Испытания прототипа
прошли в январе 1944 г. и закончились в целом успешно. Машина почти
полностью оправдала все ожидания. Лишь скорость движения танка не
превысила 52 км/ч (по проекту предусматривалось достижение скорости
движения не менее 56 км/ч). По проходимости же Т-44 не уступал
"тридцатьчетверке", а в ряде случаев даже превосходил ее (за счет более
мощного двигателя). Испытания корпуса обстрелом показали, что по
фронтальной проекции он не пробивается трофейной "75-мм противотанковой
пушкой обр. 40" (РаК 40) с дистанции от 300 м, а с дистанции 700 м и
более (дальность наиболее эффективного огня по немецким танкам) -
неуязвим и для 88-мм орудия танка "Тигр". Однако борт танка пробивался и
75-мм и 88-мм орудиями с дистанции соответственно 600 и 900 м.
Управление Т-44 стало более удобным, чем Т-34, а надежность трансмиссии
повысилась. За время испытаний в январе-марте 1944 г. танк "накатал" по
заснеженным просторам около 1100 км без серьезных поломок, чем заслужил
всеобщую похвалу.
После испытаний обстрелом было выдвинуто предложение об увеличении толщины брони бортов танка с 60 до 75 мм, а башни - до 90 мм.
В феврале 1944 г. были изготовлены
два эталонных Т-44, вооруженных соответственно 85-мм пушкой Д-5Т и
122-мм пушкой Д-25Т-44. Эти машины предполагалось использовать в
качестве образцов при организации серийного производства. В частности,
на них были установлены дизели не В-2-УМ (520 л.с), а выпущенные на
Кировском заводе дизели В-2-ИС, специально приспособленные под более
тесное силовое отделение Т-44. Выхлопные патрубки, оканчивавшиеся на
прототипе короткими отражательными козырьками - "шайбами", теперь
выводились в прямоугольный выхлопной короб, который отводил горячие
выхлопные газы в область кормы танка. Боеукладка танка претерпела
изменения и превратилась в удобный для работы заряжающего стеллаж.
Два эталонных танка Т-44
испытывались совместно с Т-34 и трофейной "Пантерой" в феврале-марте
1944 г. и продемонстрировали свои преимущества не только в плане боевых
качеств, но также в отношении надежности механизмов и узлов. Помимо
этого, Т-44 был легче обоих указанных образцов, а его броневая защита в
лобовой части оказалась не хуже немецкой кошки. При этом вооружение
нового танка оказалось на уровне тяжелого танка ИС и немецкого "Тигра" и
могло быть еще усилено установкой новой башни.
В конце марта третий изготовленный
образец Т-44 был перевооружен новой 85-мм пушкой С-53 вместо Д-25-44.
Мартовские испытания его вооружения увенчались успехом, но неожиданно
сломался двигатель и государственные испытания Т-44 вновь были отложены.
Вскоре Т-44 были отремонтированы и с
апреля по август проходили "огонь, воду и медные трубы" на полигонах.
Производители и конструкторы внимательно изучали их, пытаясь еще более
удешевить конструкцию и улучшить надежность работы агрегатов.
Запланированные на май 1944 г. изготовление и испытание "улучшенного"
танка Т-44А с пушкой С-53 и Т-44-100 с пушкой Д-10 не состоялись по
причине отсутствия затребованных у Кировского завода дизелей и работ по
постановке на УВЗ валового выпуска Т-34-85. В июне 1944 г. были
изготовлены два эталонных экземпляра Т-44 с двигателем В-2-34М и пушками
С-53, но эти танки в основном повторяли конструкцию февральской машины,
отличаясь от нее в некоторых деталях.
Эталон Т-44А "улучшенного" был готов
к августу 1944 г. Для нового танка была подана цельнолитая башня
улучшенной защиты (лоб - 110 мм, борт - 80 мм), 85-мм пушка С-53, а
лобовую броню корпуса довели до 90 мм. Но недостаточно мощный двигатель,
установленный в этот танк, и немонолитное дно (в котором было прорезано
окно, прикрытое сравнительно тонкой крышкой) снижали боевые
характеристики танка, но работы над машиной продолжались.
Тем временем для скорейшего освоения
серийного производства танка Т-44 в Харьков из Кирова прибыл
экспериментальный цех завода № 38 и имевшееся там КБ под руководством
создателя СУ-76 М. Щукина. К 10 октября 1944 г. в распоряжении НКТП было
6 танков Т-44 (три прототипа, два танка Т-44 и один Т-44А), из них один
(Т-44А) использовался для опытных работ, два (Т-44 с пушками С-53 и
двигателями В-2-34М) находились в Кубинке, где до конца года прошли
более 2500 км и три прототипа находились на испытательном полигоне УВЗ,
где до конца 1944 г. прошли около 3000 км.
В сентябре на Т-44А была опробована
планетарная трансмиссия, а 30 октября на танк был установлен дизель
В-2-44, только что полученный с Кировского завода. Его испытания
завершились успешно. Тогда же харьковский завод № 75 начал работы по
сборке первого серийного Т-44А. Производство узлов танка началось в
Харькове в конце сентября 1944 г., но поскольку корпуса и башни
поступали с УВЗ, а дизели с ЧКЗ - харьковчане до 1 декабря 1944 г.
постоянно боролись с "дефицитом". Тем не менее до 10 января 1945 г.
здесь было выпущено 25 танков Т-44А (по отчету наркомата - 23 машины
приняты заказчиком), поступивших в танковые учебные заведения. С 1
декабря 1944 г. производство танков Т-44А, ведущееся в Харькове под
названием "Т-44 первой серии", пошло ритмично.
Схема бронирования Т-44 (1-ая модификация)
Но А. Морозов не хотел
останавливаться на достигнутом. Так как все испытания обстрелом выявляли
на корпусе одну и ту же ахиллесову пяту - башенку водителя (которая на
Т-44А хоть и уменьшилась донельзя, но все равно ухудшала прочность
лобового листа), то еще в сентябре 1944 г. Было принято решение по ее
ликвидации. Одновременно были внесены изменения в технологию
изготовления корпуса. 20 ноября 1944 г. был закончен сборкой первый
опытный танк получивший название Т-44Б. Он имел упрощенный броней корпус
с монолитным листом, упрочненным дном, новую двигательную установку
В-2-44 с системой охлаждения и питания, орудие ЗИС-С-53 с увеличенным
боекомплектом В конце ноября начались его заводские испытания,
продлившиеся в течение месяца. Перед новым 1945 г. танк был отправлен на
НИБТполигон для проведения государственных испытаний, которые
завершились в целом успешно и 1 марта распоряжением по НКТП на заводе №
75 (г. Харьков) началось серийное производство танка Т-44 "валовой
серии" (Т-44Б). Согласно планов НКТП до конца 1945 г. должно было быть
изготовлено 850 шт. Т-44Б при общем заказе 1200 боевых машин. Но первые
танки, сдаваемые заводом еще считались "ограниченно годными", так как
некоторые новинки в серии еще не обеспечивали надежной работы танка (МП,
торсионные валы, бортовые передачи). И потому вплоть до конца мая Т-44
сдавались лишь в учебные подразделения, тогда как завод продолжал
"вылизывать" их в производстве. Лишь в июне первая партия новых танков
была признана "полностью удовлетворяющей заданию" и отгружена в войска, а
в августе танковая часть, оснащенная новыми машинами, отправилась на
Дальний Восток в действующую армию. Но в боях они участия не принимали.
В
конце 1945 г. КБ Наркомсудпрома завершило изготовление системы
стабилизации в вертикальной плоскости для 85-мм танковой пушки С-53
(пушка ЗИС-С-53 не подходила для этой цели, так как имела сравнительно
большой момент инерции из-за более толстых стенок ствола). Эта система
была смонтирована заводом № 112 в башне Т-34-85, но работала ненадежно.
Кроме того, силовые приводы к орудию загромождали и без того тесную
башню Т-34. После доработки конструкции стабилизатора распоряжением по
НКТП одно из двух орудий, оснащенных им, было передано на УВЗ, где ее
смонтировали в опытный Т-44. Правда, прибывший на завод представитель
предприятия-изготовителя не смог оказать необходимой помощи, тем более
что УВЗ в то время имел фактически только название экспериментального
цеха. На заводских испытаниях стабилизатор орудия танка Т-44 вышел из
строя и не мог быть починен имевшимися силами. Работы над
усовершенствованием Т-44 продолжались до конца 1945 г., когда было
принято окончательное решение о прекращении работ по данному танку. Но,
несмотря на то, что распоряжение о прекращении серийного выпуска Т-44
датировалось 26 октября 1945 г., в ноябре того же года его ограниченное
производство было продолжено. Всего до окончательного завершения
производства в 1947 году армия получила 1823 танка Т-44.
Схема бронирования Т-44
Модификации Т-44
В
1961 году агрегаты двигателя, силовой передачи и ходовой части Т-44
унифицировали с теми, что были на Т-54, еще через пять лег оснастили
стабилизатором вооружения в двух плоскостях, после чего танк получал
соответственно индексы Т-44М и Т-44С. На базе Т-44М выпускали
артиллерийские и танковые тягачи, инженерные машины, но в историю
отечественных бронетанковых сил он вошел как предшественник большого
семейства средних танков
Параллельно
велись также работы по перевооружению готового к серии Т-44Б 100-мм
пушкой. Весной-летом 1945 г., в КБ завода № 183 были проведены опытные
работы по усилению огневой мощи танка Т-44. Они были вызваны уже
проведенными испытаниями танка "ездящей лаборатории" - Т-34-100,
вооруженного пушками Д-10, ЗИС-100 и ЛБ-1. Первый опытный Т-44-100
получил орудие Д-10Т КБ Ф. Петрова. Несмотря на отрицательный результат
подобного действа с Т-34, Т-44, по мнению военных, мог рассчитывать на
успех, так как танк имел более низкую линию огня. Но испытания Т-44-100 с
орудием Д-10 также закончилось неудачно. Танк, подобно Т-34-100,
раскачивался при выстрелах, сбивая наводку; после интенсивных стрельб
башенный погон получил небольшой люфт, не удавалось нормально
уравновесить орудие в цапфах. Несколько позднее на испытания вышел
Т-44-100, вооруженный орудием ЛБ-1 с зенитной пулеметной турелью для
ДШКТ и навесными бортовыми противокумулятивными экранами по типу
установленных на немецких танках PzKpfw III и PzKpfw IV. Испытания танка
закончились в целом успешно, но впечатление о нем портило наличие на
стволе орудия дульного тормоза.
Таким
образом, чуда не произошло, и ни один из танков типа Т-34-100 и
Т-44-100 допущен до государственных испытаний не был... Но результаты
испытаний башни Т-44В на шасси Т-34 очень пригодились при рождении
следующей машины.
Схема бронирования Т-44-100
От Т-44 к Т-54
Итак,
зимой 1944-1945 гг. на заводе № 75 в серийном производстве стоял танк
Т-44, который хоть и показывал хорошие результаты, но по особому мнению
Полигона, выраженному полковником Сычом, "не давал значительного
выигрыша перед танком Т-34-85 как с точки зрения бронирования, так и
вооружения"... Изучая в конце 1944 г. данные по обстрелу корпуса Т-44 из
немецкой 88-мм противотанковой пушки обр. 1943 г. и рекомендации
НИИ-48, А. Морозов принял решение, что для надежного предотвращения
пробития корпуса Т-44 всеми типами немецкой противотанковой артиллерии
необходимо поднять толщину лобовой брони до 110 мм, а бортовой до 90 мм.
Это
увеличивало массу танка до 33-34 т и снижало удельную мощность до 14,9
л.с./т., но в совокупности с новой трансмиссией позволяло все же
надеяться на неплохие эксплуатационные характеристики. Поскольку
практическая неуязвимость такого танка с курсовых углов ±30° делало его
весьма привлекательным с точки зрения его практического применения даже с
условием возможного снижения максимальной скорости движения.
Уже
в декабре 1944 г. был предложен проект улучшенного танка Т-44В. От
своих старших братьев он отличался усиленной подвеской, более толстой
броней корпуса (до 110 мм в лобовой части), улучшенной башней (с лобовой
броней 130 мм, а бортовой - 90 мм), вооруженной 100-мм орудием Д-10Т.
Изготовление первого Т-44В планировалось совершить в феврале 1945 г.
Башня нового танка с вооружением из различных 100-мм орудий Д-10,
ЗИС-100/ЛБ-1, как уже отмечалось, прошла испытания возкой и стрельбой на
специально приспособленном корпусе и шасси танка Т-34-85.
Помимо
нового вооружения в Т-44В предполагалось ввести также планетарную
трансмиссию, испытанную на втором опытном экземпляре Т-44А улучшенную
систему пожаротушения, более мощный двигатель с новой системой
охлаждения и т.д. Анализ перечня необходимых изменений и улучшений
показал, что их реализация сравнима по затратам по разработке и
изготовлению абсолютно нового танка. И действительно, вскоре после
внесения оговоренных изменений в проект танк Т-44В был переименован в
Т-54.
…
Т-44
не демонстрировали на военных парадах на Красной площади, не попал он и
на страницы военных газет и журналов. Требования глухой секретности
последнего года войны не позволяли открывать существование новой машину
врагу и тогдашним союзникам, а "тигров" и "пантер" неплохо добивали Т-34
и тяжелые ИСы.
Как
когда-то Т-34 открыл новую страницу в создании перспективного образца
танка 40-х гг., так и Т-44 стал заметной вехой в разработке машин
следующего поколения. Танк такого же класса - М48 "Паттон" - появился в
армии США только в 1952 г. Он весил 44 т, имел орудие калибра 90 мм и
такую же, как у Т-44, максимальную скорость движения, а по высоте был на
300 мм выше его. К тому времени Т-44 уже не являлся основным средним
танком Советской армии, но еще стоял на вооружении.